Page 102 - Диссертация1
P. 102
‒ показатели Стратегии-2025 для регионов (ВРП, безработица, уровень
бедности) не содержат интегрированного индикатора миграционной
устойчивости, поэтому местный орган фокусируется на тех метриках, которые
влияют на их оценку и финансирование;
‒ в структуре дотаций нет компонента, напрямую зависящего от успеха
либо провала закрепления переселенцев; следовательно, затратное
сопровождение семей после прибытия превращается для местного бюджета в
издержки, а не в инвестицию.
Для обеспечения действенного мониторинга результатов программы
добровольного переселения и приведения системы государственных стимулов в
соответствие с принципом «платить за результат, а не за факт перемещения»
предлагается внедрить автоматизированный показатель R-12 закрепления. Его
смысл заключается в том, чтобы фиксировать долю участников программы,
которые через двенадцать календарных месяцев после официальной
регистрации по-прежнему:
‒ остаются зарегистрированными по тому же адресу в базе МВД (то есть
фактически проживают в регионе-реципиенте);
‒ перечисляют обязательные социальные взносы в размере не ниже
установленного минимального порога (МЗП), что свидетельствует о
сохранении формальной занятости.
То есть если за календарный 2024 г. в область приехало 9 000 участников
программы и на 1 января 2026 г. 7 200 из них всё ещё прописаны и
перечисляют социальные взносы, то R-12 = 80%.
Алгоритм расчёта показателя полностью децентрализован и опирается на
уже существующие информационные контуры: событие «постановка на учёт»
поступает из АСБД «Адрес», статус занятости–из базы Государственного
центра по выплате пенсий и социальных отчислений (ГЦВП), а агрегирующая
роль принадлежит Единой информационной системе социально-трудовой
сферы (ЕИС СТС). В момент первичной регистрации в ЕИС фиксируется дата
прибытия; система автоматически формирует контрольную отметку «дата
прибытия + 365 дней». По достижении этой даты в фоновом режиме
выполняется двухфакторная проверка – актуальности адресной регистрации и
наличия социального платежа не ниже МЗП за текущий отчётный месяц. При
успешном прохождении проверки мигранту присваивается статус
«закрепился», и регион-реципиент получает единичный балл KPI.
Предлагается увязать этот показатель с межбюджетным
финансированием: один процент объёма республиканских дотаций
распределяется между областями пропорционально количеству закрепившихся
мигрантов. Таким образом формируется замкнутый контур «данные → KPI →
стимул»: чем выше способность региона обеспечить долгосрочное проживание
и трудоустройство переселенцев, тем больше объём получаемых трансфертов;
при утрате мигрантов финансовое вознаграждение соответственно
сокращается.
102