Page 99 - Диссертация1
P. 99
Таблица 30 – Инструменты-стимулы для работодателей, нанимающие
переселенцев (текущие условия)
Что получает
Инструмент Условия получения Нормативная база
работодатель
1. Единовременная Принять переселен 400 МРП ≈ 1,5 млн. тг Приказ №234
«субсидия на ца/кандаса на постоян (2025) за каждого (Правила
трудоустройство» ную работу и обеспе принятого работника добровольного
чить жильём ≥ 2 лет переселения), п. 36
2. Возмещение части Предоставить Возмещается 50% стои Тот же п. 36 Правил
расходов на служебное жильё мости жилья, но не бо № 234
служебное жильё сроком ≥ 5 лет лее 1 160 МРП ≈
4,3 млн. тг
3. Субсидируемые Заключить договор с 70% зарплаты (но ≤ 30 Ст. 111 Социального
(социальные) карьерным центром; МРП) в 1-й год, 50% во кодекса и Правила
рабочие места место не должно 2-й год; субсидируемых РМ;
закрывать постоянную для безработных – 35% разъяснения центров
вакансию (≤ 1 МЗП) занятости
4. Приоритетное Подать вакансию через Вакансия попадает в Правила
включение в карьерный центр, список «целевых» для добровольного
региональную квоту обеспечить переселенцев; центр переселения,
жильё/труд-договор мобильности бесплатно пп. 34-35
подбирает кадры
5. Компенсация Оформить соцконт Государство оплачивает Ст. 110-111 Социаль
затрат на ракт с карьерным цент 100% стоимости ного кодекса;
переобучение ром, направить работ краткосрочного проф- типовые договоры
ника-переселенца на обучения (≤ 3 мес.) центров труда
курсы
6. Льготный доступ к Привлечь ≥ 5 льготный займ ≤ 150 Постановление
грантам переселенцев в новый млн. тг. под 6% (сетевой Правительства
Аграрного/Промышл инвест-проект проект «Ауыл №126/2024 о
енного фондов (для Аманаты») финансировании
сёл и моно-городов) «Ауыл Аманаты»
Примечание – Составлено автором
На сегодняшний день в Казахстане отсутствуют налоговые льготы (по
корпоративному подоходному налогу и социальным взносам) для
работодателей, принимающих внутренних мигрантов, что является
существенным недостатком действующей системы. Из-за этого бизнес
ограничивается интересом к разовым субсидиям, которые компенсируют лишь
часть затрат, но не создают долгосрочной мотивации к трудоустройству и
закреплению переселенцев в регионах с дефицитом рабочей силы. В результате
работодатели зачастую используют возможность получения краткосрочной
финансовой поддержки, избегая ответственности за продолжительную
занятость мигрантов, что снижает общую эффективность государственных
программ переселения и препятствует решению стратегической задачи по
выравниванию региональных рынков труда.
При этом, государство помогает оплачивать заработную плату
переселенцам, которых нанял работодатель. В действующей программе
действительно предусмотрена двухлетняя субсидия на заработную плату, но
99