Page 105 - Диссертация1
P. 105
миграционный баланс. Предложенные рекомендации направлены на
мотивацию мигрантов и местных исполнительных органов на то, чтобы
способствовать появлению долгосрочного эффекта. Тем самым обеспечивая
социально-экономический эффект на региональное развитие.
При этом ограничением является тенденция урбанизации, которая
присуща практически всем странам мира и Казахстан не является
исключением. Серьезно остановить или затормозить в значительной степени
миграционные потоки в крупные мегаполисы с развитой инфраструктурой и
инвестициями достаточно сложно в рамках изменений точечных и отдельных
механизмов регулирования миграции, которые ограничены отдельными
государственными программами.
По сути практика и статистические данные, приведенные в предыдущей
главе, подтверждают это, в частности, было выяснено, что более 80%
внутренней миграции является внутри региональной, а не межрегиональной и
перемещение населения преобладает из сельской местности в города, остальная
часть связана с миграцией межрегиональной, включая переезд в мегаполисы.
Охват населения, которое мигрирует вне поддержки государственных
программ является преобладающим, а доля тех, кто пользуется
государственными программами переселения остается очень малой. И данная
проблема низкого охвата мигрантов не является уникальной для Казахстана, эта
проблема наблюдается во всем мире также. В итоге такая динамика в
миграционных процессах подтверждает тот факт, что государственные
программы пытаются искусственным образом мотивировать к переезду
населения, которое по-своему бы желанию не переехало в те регионы, куда их
пытаются направить.
Тем не менее, продолжают выделять огромные государственные ресурсы
на оказание всей необходимой поддержки мигрантам, которые участвуют в
этих государственных программах. В этом и заключается определенное
ограничение, когда прямыми (выплатами и субсидиями) методами пытаются
влиять на миграционные процессы, хотя требуется эффективная региональная
социально-экономическая политика, за которой последовало бы улучшение
регионов и этот эффект способствовал бы привлечению населения, или как
минимум сдерживал отток населения из этих регионов. Поэтому ограничение
выражается в том, что для достижения большего эффекта миграционной
политики требуются серьезные фундаментальные и структурные изменения в
развитии регионов.
В этой связи в рамках ограниченных возможностей государственных
программ переселения были разработаны мероприятия, направленные на
повышение эффективности регулирования миграционных процессов с фокусом
на достижение долгосрочного эффекта. В данной работе сделана попытка
рассмотреть системную интеграцию предложенных мероприятий и процесс
внедрения их в практику, а также оценить потенциал возможностей и
спрогнозировать ожидаемые результаты на социально-экономическое развитие
105