Page 101 - Диссертация1
P. 101

виды  поддержки  (налоговый  кредит,  ваучеры),  сохраняя  общий  уровень
                  финансирования программы.
                         Стимул  к  экономии  и  эффективному  использованию  50  МРП  –  это  всё
                  ещё  значительная  сумма  (около  185  000  тенге  на  человека),  достаточная  для
                  старта.  Это  снижает  риск  нецелевого  расходования  и  формирует  привычку
                  переселенцев и работодателей бережнее относиться к ресурсам.
                         Привязка  к  социальному  минимуму  50  МРП  составляет  около  1,5–2
                  месячных прожиточных минимумов в большинстве регионов, что обеспечивает
                  базовый уровень поддержки без избыточных дотаций.
                         В результате таких изменений ожидается, что мотивация у работодателей
                  вырастет,      они      будут      заинтересованы         в    долгосрочной        поддержке
                  трудоустройства переселенца (таблица 33).

                  Таблица  33  ‒  Преимущества  рекомендации  по  сравнению  с  текущими
                  условиями инструмента

                                                                                       Налоговый кредит
                        Показатель               «70 МРП подъёмных»
                                                                                         70→50→25 %
                   Момент мотивации      В моменте: получил и забыл            36 месяцев подряд
                   Риск      фиктивных  Высок:      подписали     «липовый»  Низкий:      вернуть   льготу   при
                   схем                  договор, деньги «поделили»            досрочном увольнении
                   Интерес               Лишь  бы  оформить  документы  на  Реально  удерживать  работника  ≥  3
                   работодателя          жильё                                 лет
                   Бюджетные расходы  Авансом полностью, сразу                 Растянут,  можно  остановить  в
                                                                               любой момент
                         Примечание – Составлено автором

                         Рекомендация 3
                         После  того  как  переселенец  прошёл  первичную  регистрацию,  получил
                  подъёмные,  а  работодатель  оформил  субсидию,  дальнейшая  судьба  человека
                  никак не отражается в обязательной отчётности акиматов. Формы 5-ТМ / 6-ТМ
                  фиксируют  лишь  количество  выданных  выплат  и  освоенных  бюджетных
                  лимитов.  От  того,  покинет  ли  переселенец  регион  через  полгода  или
                  благополучно  проработает  пять  лет,  объём  трансфертов  и  оценка  работы
                  акимата  не  меняются.  Именно  недостаточная  заинтересованность  местных
                  исполнительных органов – ключевая институциональная причина, по которой
                  программа  переселения  сегодня  работает  малоэффективно  и  не  удерживает
                  переселенцев,  бюджетные  ресурсы  тратятся,  но  цель  не  достигается  –
                  миграционные потоки не меняются.
                         Такую  ситуацию  обуславливают  несколько  причин  в  системе
                  взаимодействия  центра  и  регионов,  а  также  система  индикаторов
                  эффективности  деятельности  местных  исполнительных  органов.  Одними  из
                  ключевых причин можно выделить:
                         ‒  все  риски  возврата  переселенцев  несёт  республиканский  бюджет,
                  область  (местный  исполнительный  орган)  уже  отчиталась  об  исполнении  и
                  формально выполнила план;



                                                                101
   96   97   98   99   100   101   102   103   104   105   106