Page 107 - Диссертация1
P. 107
переселенцев на их удовлетворенность условиями и дальнейшими планами по
обустройство жизни или переезду в другой регион.
Этап 3: Масштабирование и оптимизация (24 месяца)
По результатам пилотного внедрения осуществляется корректировка
параметров инструментов (размеры субсидий, пороговые значения R-12,
налоговые льготы) и распространение на все регионы Казахстана. Данный этап
предполагает полную интеграцию цифровых платформ, унификацию процедур
и создание единого dashboard для мониторинга миграционных процессов в
режиме реального времени. Таким образом, после получения обратной связи,
новых данных требуется вновь проанализировать эффект и, если требуется
изменить отдельные настройки системы экономических стимулов
(инструментов), а также возможно потребуется изменить организационные
аспекты регулирования. Ожидается, что система регулирования внутренней
миграции после разработанных и внедренных рекомендаций будет
функционировать по принципу «данные → стимулы → результат →
корректировка», где каждый элемент усиливает эффективность остальных.
Горизонтальная интеграция обеспечивается синхронизацией баз данных
МВД (регистрация), МТСЗН (трудоустройство), ГЦВП (социальные взносы) и
Комитета госдоходов (налоговые поступления). Это позволяет в
автоматическом режиме отслеживать весь жизненный цикл переселенца от
момента прибытия до долгосрочного закрепления без дублирования функций и
бюрократических задержек.
Вертикальная интеграция достигается увязкой показателя R-12 с
межбюджетными трансфертами, что создает для акиматов прямую финансовую
мотивацию обеспечивать качественное сопровождение переселенцев.
Выделение 1% республиканских дотаций (ориентировочно 15-20 млрд тенге
ежегодно) в пул, распределяемый пропорционально закрепляемости,
трансформирует миграционную политику из затратной статьи в
инвестиционный проект с измеримой отдачей.
Технологическая интеграция реализуется через единую цифровую
платформу сопровождения мигранта, которая объединяет услуги регистрации,
трудоустройства, жилищного обеспечения и социальной адаптации.
Для количественной оценки эффективности предлагаемых мер
разработана комплексная методология, основанная на анализе «затраты-
выгоды» (Cost-Benefit Analysis) без учета мультипликативных эффектов, что
дает нам скептически оценивать будущие эффекты от реализации
рекомендаций. В количественной оценке предлагаемых мер намеренно
исключаем косвенные мультипликативные эффекты на экономику, и
учитываются только прямые эффекты.
Методология включает четыре ключевых компонента:
1. Прямые фискальные эффекты
Базовый расчет исходит из того, что чистый экономический вклад одного
занятого переселенца в северных областях составляет 500-600 тыс. тенге в год
(подоходный налог + НДС потребления + социальные взносы). При текущих
107