Page 106 - Диссертация1
P. 106
регионов через ВРП, ожидаемые изменения в миграционном балансе, а также
возможное снижение миграционной нагрузки на мегаполисы.
Системная интеграция предложенных экономических инструментов
регулирования внутренней миграции требует поэтапного внедрения с
соблюдением строгой технологической последовательности. Первый этап
должен включать совершенствование цифровой инфраструктуры и
нормативно-правовых основ, второй - запуск пилотных программ в отдельных
регионах, третий - масштабирование на всю территорию Казахстана с
одновременным мониторингом результативности. Так как точно
спрогнозировать в современных динамичных условиях процесс сложный, то
следует действовать через эксперименты и пилотные проекты, после этого
получать обратную связь, данные и далее принимать решения.
Этап 1: Создание институциональной основы (6-9 месяцев)
Первоочередной задачей является интеграция информационных систем
МВД, МТСЗН и ГЦВП через API-интерфейсы для обеспечения
автоматического обмена данными в режиме реального времени. Данный этап
критически важен, поскольку без точных данных о фактических перемещениях
населения невозможно корректно рассчитать потребности в трудовых ресурсах
и эффективно распределять бюджетные средства. Как показал анализ, более
70% реальных перемещений остаются «невидимыми» для системы управления,
что приводит к принятию решений на основе неполной информации.
Параллельно необходимо внесение изменений в подзаконные акты для
закрепления механизма отсроченных выплат, налогового кредита для
работодателей и Auto-KPI R-12 о котором было написано в предыдущем
параграфе. Правовое закрепление принципа «платить за результат, а не за
процесс» трансформирует миграционную политику из модели разовой
поддержки в систему, ориентированную на долгосрочную социально-
экономическую отдачу.
Этап 2: Пилотное внедрение (12 месяцев)
Пилотная реализация рекомендуется в трех парах регионов:
«Туркестанская → Северо-Казахстанская», «Жамбылская → Павлодарская» и
«Кызылординская → Костанайская области». Выбор данных коридоров
обоснован наибольшими показателями миграционного дисбаланса:
отрицательное сальдо в регионах-донорах составляет от -3,0 до -3,3 тыс.
человек ежегодно, тогда как в северных областях наблюдается дефицит
трудовых ресурсов.
На этом этапе тестируется комплекс из трех рекомендаций: механизм
стимулирования регистрации через налоговые вычеты, отсроченные выплаты
по социально-экономическим контрактам и автоматизированный расчет
показателя R-12 закрепления. Продолжительность пилота (12 месяцев)
позволяет зафиксировать полный цикл адаптации переселенцев и рассчитать
реальную закрепляемость по новой методологии. Для лучшей оценки
результатов теста, следует по истечении 12 месяцев провести опрос среди
106