Page 95 - Диссертация1
P. 95
сочетающий: (а) ежемесячные жилищные субсидии, (б) сервис «карьерного
консультанта» в центре трудовой мобильности и (в) прозрачный реестр
получателей через API-связку ЕИС СРТС ↔ ГЦВП. Это позволяет
одновременно повысить закрепляемость и обеспечить верифицируемость
расходов.
Третий блок логически завершает «коридор ответственности»
государства: финансовая и сервисная поддержка трансформируется в
фискальные стимулы для регионов-реципиентов (вариативная доля
выравнивающих трансфертов, увязанная с миграционным балансом) и
обязательный расчёт показателей ВРП на одного переселенца, налоговые
поступления и доля интегрированных домохозяйств.
В таблице 27 представлены изменения по ключевым циклам мобильности
мигранта.
Таблица 27 ‒ Изменения по ключевым циклам мобильности мигранта
Ступень Цель организационно-
жизненного цикла экономического механизма Ожидаемый результат
мобильности
I. Этап переме Повышение мотивации мигран Формирование репрезентативной статисти
щения тов к обязательной регистрации ческой базы; возможность расчёта ROI
по новому месту жительства бюджетных субсидий
II. Этап первичной Закрепление переселенцев на Снижение доли возвратных переездов;
интеграции (0-12 принимающей территории и минимизация «ренты инфрамаржиналь
мес.) одновременное обеспечение ных» при распределении субсидий
прозрачности получения льгот
III. Этап устойчи Долговременное удержание миг Рост валового регионального продукта и
вого проживания рантов через связку экономиче налоговых поступлений; институционали
(> 12 мес.) ских стимулов и сервисов зация мониторинга жизненного цикла
«единого окна» переселенца
Примечание – Составлено автором
Схема демонстрирует, что результативность экономических
инструментов возможна лишь при покрытии всех фаз цикла миграции ― от
регистрации до долговременного проживания. Каждый блок задаёт конкретный
контур ответственности: МВД + МИО (I), МТСЗН + Центры трудовой
мобильности (II), МНЭ + акиматы (III). Это позволяет разработать матрицу
«инструмент – KPI – ведомство». Предлагаемая трёхуровневая архитектура
непосредственно отвечает на выявленные ранее пробелы: отсутствие точных
данных, слабую закрепляемость и низкую финансовую мотивацию регионов.
Реализация механизма «единого окна» регистрации и интеграции,
подкреплённая дифференцированными субсидиями, позволит перейти от
количественного учёта освоенных средств к оценке социально-экономической
отдачи, что соответствует принципам бюджетирования, ориентированное на
результаты, обоснованных в предыдущих разделах диссертации.
В традиционном бюджетировании важен факт освоения средств
(например, «выделили и потратили 1 млрд. тенге на переселение»). А в
бюджетировании, ориентированном на результат, важен эффект:
95