Page 93 - Диссертация1
P. 93
Таблица 25 ‒ Аргументы «за» и «против» поддержки мигрантов в рамках
государственных программ
Аргументы за закрытие программ Контраргументы за модернизацию программ
Низкий охват (около 1 %), эффект на рынки Единственный гибкий инструмент демо-
труда и демографию едва заметен. экономической балансировки (юг → север).
Дорогая бюрократия: в пересчёте на Квота кандасов выполняет геополитическую и
«закрепившихся» один постоянный работник гуманитарную функцию; закрытие оставит её
обходится бюджету более 2 млн. без механизма.
Дисбаланс стимулов: деньги - платили авансом Без программы северные акиматы потеряют
→ мотивации удерживать кадры нет. даже те 6–7 тыс. целевых прибытий в год,
Дублирование: люди и так переезжают которых не «притягивает» рынок.
самостоятельно; значит рынок решает задачу Потенциал бюджета не исчерпан – если
дешевле. средства привязать к результату,
рентабельность повыситься должна.
Примечание – Составлено автором
Таблица 26 – Расчет максимального и среднего объема финансовой поддержки
на одного переселенца
Инструменты Охват на практике Сумма
Подъемные 100% 275240 тг
Компенсация аренды 65% 707760 тг
Субсидия работодателю 400 22% 1 572 800
МРП
50 % стоимости жилья (≤ 1 160 10% 50000 тг
МРП)
Субсидируемое рабочее место 15% и берём медианную зарплату 25 МРП и 39 000 тг
только 8 месяцев «фактической»
компенсации
Итого - 2 644 800 тг
Примечание – Рассчитано автором
Результаты следующие: если переселенец воспользуется всеми
максимально доступными инструментами (что является очень редким), то
максимальный расход будет составлять около 8 млн тенге на одного человека.
В реальных условиях, с учетом низкого охвата государственных программ,
следовательно, снижается и фактические расходы на одного переселенца. В
результате усредненные расчеты показывают, что расходы составляют в
среднем около 2,7 млн. тг на одного переселенца.
Таким образом, усредненные показатели по данным «воронки»
прохождения всех процедур и фактического использования поддержки
составляют 2 644 800 тенге. Округлим до 2,7 млн. тг на одного фактически
оставшегося переселенца.
Для северных областей чистый экономический вклад одного занятого
(ИПН + НДС потребления) 500–600 тыс. в год. Следовательно, программа
окупается фискально почти за 5 лет – при условии, что человек остаётся на
новом месте жительства.
Таким образом, если подходить к проблеме только экономически, то
ключевое условие должно быть таким: человек должен реально работать и
93