Page 89 - Диссертация1
P. 89
участники программ жалуются на задержки. До 3-4 месяцев между подачей
заявки и выплатой «подъёмных».
Проблема интеграции и информационного обеспечения является шире,
так как отсутствует общий мониторинг всех мигрантов в целом. Мигрант
обычно не регистрируется на новом месте жительства, если он является
самостоятельным мигрантом и может проживать на новом месте без должной
регистрации. Следовательно, при анализе потребности в переселенцах по
государственной программе отсутствует фактическая достоверная база данных
о численности мигрантов в целом. ИС МВД и ИС мигрантов по программам не
интегрированы до конца и обновляются несвоевременно. Это усложняет
процесс принятия решений исполнительными органами.
Проблема 2.
Сложности в поиске жилья. Обычно в регионах дефицит жилья и не
каждый собственник желает работать в «белую» и регистрировать договор
аренды в ЦОНе. Даже если он согласится зарегистрировать, то стоимость
аренды в этом случае будет выше. Компенсация на аренду жилья ограничена в
МРП, однако, фактическая стоимость часто растет быстрее, чем индексируется
МРП. И нет какой-то привязки к реальным рыночным ценам на аренду жилья в
том или ином регионе.
Проблема 3.
Отсутствуют долгосрочные стимулы для работодателя удерживать
работника (переселенца). Такие стимулы хоть и существуют, но являются
ограниченными. К ним можно отнести компенсацию заработной платы. В
первый год 70%, во второй год 50%, но ограниченная - 30 МРП. А работодатель
часто заинтересован получить единовременную выплату в размере 400 МРП. К
тому же не предусмотрены никаких штрафных санкций за досрочное
расторжение договора. Иногда даже бывают случаи сговора работника и
работодателя. Работник пишет заявление об увольнении по собственному
желанию и договор расторгается, а субсидии не возвращаются.
Проблема 4.
Заключается в том, что низкая степень информированности
потенциальных переселенцев о возможностях. ЦТО/карьерные центры
размещают новости на своих сайтах и местных газетах; в соцсетях нет таргет-
рекламы. По примерным данным опросов около 60% узнают о возможностях
случайно. В основном о возможностях трудовой миграции по программе
узнают те, кто зарегистрирован на бирже труда, но таких людей очень мало. В
результате имеется низкий охват населения этой программой. И большинство
перемещений не поддерживается экономическими инструментами. Поэтому
выравнивание дисбалансов в демографических ситуациях регионов решается
медленно.
В приведённой ниже схеме (рисунок 20) сопоставляются три
взаимосвязанных среза – фактор – эмпирическое проявление –
институциональная причина. Её цель – выявить системные ограничения,
89