Page 87 - Диссертация1
P. 87

взаимодействия  Министерства  труда  и  социальной  защиты  населения  и
                  местных исполнительных органов. Как показал анализ, система сталкивается с
                  системными проблемами на каждом этапе – от сбора данных до корректировки
                  программ.  Ключевые  узкие  места  включают  фрагментарность  учёта
                  перемещений,  отсутствие  унифицированных  методик  расчёта  потребностей  в
                  трудовых ресурсах, и бюрократические  задержки при согласовании квот. Эти
                  проблемы критичны для эффективного управления миграционными потоками,
                  поскольку приводят к:
                         ‒  принятию  решений  на  основе  неполных  данных  (более  70%
                  перемещений не фиксируются);
                         ‒ несоответствию квот реальным потребностям регионов;
                         ‒ задержкам финансирования и снижению эффективности адаптационных
                  программ.
                         Устранение  этих  барьеров  требует  комплексной  модернизации  системы
                  мониторинга,  разработки  единых  методических  стандартов  и  цифровизации
                  межведомственного  взаимодействия.  Предложенная  схема  систематизирует
                  проблемные  зоны  для  дальнейшего  анализа  экономических  инструментов  их
                  решения.
                         Проведенный  анализ  десяти  ключевых  этапов  этого  процесса  выявляет
                  серьезные системные проблемы, которые существенно снижают эффективность
                  экономических инструментов регулирования миграционных потоков:
                         Этап 1: Мониторинг данных - критическая проблема основы системы

                         Первый этап представляет наиболее критическую проблему всей системы
                  с уровнем критичности 10 баллов. Основная проблема заключается в том, что
                  более  70%  реальных  перемещений  населения  остаются  «невидимыми»  для
                  системы  управления.  Причинами  данной  ситуации  являются  фрагментарная
                  регистрация,  при  которой  учет  проходят  только  участники  государственных
                  программ  и  часть  временно  прописанных  граждан,  а  также  отсутствие
                  интеграции между системами МВД и ЕИС СТС.
                         Это  создает  фундаментальную  проблему  для  всей  системы,  поскольку
                  анализ,  прогнозирование  и  установление  квот  основываются  на  неполной
                  информации.  В  результате  государственные  органы  принимают  решения,
                  опираясь лишь на 30% реальных данных о миграционных потоках.
                         Этап 2: Анализ потребности - методологические недостатки
                         Второй  этап  характеризуется  высоким  уровнем  критичности  (8  баллов)
                  из-за отсутствия унифицированной методики расчета потребностей в трудовых
                  ресурсах.  Каждый  акимат  использует  собственные  подходы,  основанные  на
                  Excel-таблицах  и  экспертных  оценках  «на  глаз»,  что  исключает  возможность
                  проверки обоснованности расчетов центральными органами. Отсутствие связи
                  с перспективными планами инфраструктурного строительства приводит к тому,
                  что  квоты  часто  не  соответствуют  фактическим  потребностям  регионов.  Это
                  создает  риск  неэффективного  распределения  ресурсов  и  неточного
                  прогнозирования миграционных потребностей.
                         Этапы 3-4: Согласование квот - организационные барьеры


                                                                 87
   82   83   84   85   86   87   88   89   90   91   92