Page 30 - Диссертация1
P. 30

В  отличии  от  предыдущего  инструмента,  когда  используются  субсидии
                  напрямую населению, имеется другой инструмент – свободные экономические
                  и  льготные  зоны  (place-based  subsidies).  Одно  из  исследований,  которое
                  описывает  этот  инструмент  на  практике  показывает,  что  искусственный
                  контроль  для  Зоны  свободной  торговли  города  Манауса  в  Бразилии  [69]
                  фиксирует  рост  выпуска  на  35%  и  занятости  на  18%  относительно  других
                  городов,  однако  выявляет  частичное  «перетягивание»  ресурсов  из  соседних
                  штатов.  СЭЗ  было  создано  для  стимулирования  развития  отдалённого  и
                  слаборазвитого региона в стране.
                         Следующий  инструмент,  относящийся  к  экономическим,  выделяют  так
                  называемые  выравнивающие  трансферты.  Модели  фискального  федерализма
                  предсказывают,  что  горизонтальные  дотации,  уравненные  по  чистым
                  фискальным  выгодам,  сокращают  миграцию,  вызванную  различиями  в
                  государственных  услугах.  Теоретическая  работа  Shah  (1994)  показывает,  что
                  такие трансферты могут уменьшить «фискально индуцированную миграцию» и
                  повысить совокупное благосостояние [70].
                         Также  выделяются  модели  общего  равновесия  (CGE).  Например,
                  пространственная  CGE-модель  Вьетнама  демонстрирует:  пакет  «налоговые
                  каникулы         +     смягчение         административных-барьеров»               увеличивает
                  национальное благосостояние на 1,25% и уменьшает индекс Джини по доходу
                  на 0,7 п.п.


                  Таблица 2 ‒ Сравнительный анализ характеристик инструментов регулирования
                  внутренней миграции

                                                                      Административно-           Социально-
                        Критерий             Экономические
                                                                          правовые            информационные
                    Механизм           изменение цен / доходов      изменение правового    снижение инфо- и соц-
                    воздействия                                     статуса                издержек
                    Добровольность     высокая                      низкая (обязатель      высокая
                                                                    ный характер)
                    Скорость           быстрая для денежных         немедленная после      постепенная
                    эффекта            выплат; медленнее для        декрета
                                       инфраструктуры
                    Бюджетная          явная, но измеримая; часть   низкая прямая, но      низкая–умеренная
                    стоимость          расходов возвра щается       высокие скрытые
                                       через налоговую базу         издержки
                    Справедливость     можно направить на целе      часто регрессивна      нейтральна
                                       вые группы; риск ренты для   (исключение бедных)
                                       тех, кто и так бы
                                       самостоятельно переехал
                    Эмпирическая       эластичности миграции 0,1–   сильное сдержива       скромный эффект без
                    результатив        0,4% (по налогам) и 0,2–     ние, но за счёт потерь  ценовых стимулов
                    ность              0,6% (по субсидиям)          благосостояния
                         Примечание – Составлено автором

                         В  соответствии  с  таблицей  2,  представлен  сравнительный  анализ
                  характеристик инструментов регулирования внутренней миграции.



                                                                 30
   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35