Page 27 - Диссертация1
P. 27

назначения более привлекательны для определенных регионов происхождения,
                  чем другие. Этот подход имеет свои корни в моделях гравитации и литературе
                  по  пространственному  взаимодействию,  в  которой  процесс  миграции
                  разлагается  на  факторы,  связанные  с  регионом  происхождения,  факторы,
                  связанные  с  регионом  назначения,  и  компонент  взаимодействия,  который
                  обычно является фактором распада расстояния [52]. Примером этого подхода
                  является      проект      MIGMOD,         в    котором      была      разработана       модель
                  пространственного           взаимодействия         для      внутренней         миграции        в
                  Великобритании,          которая       включает        большой        набор      переменных,
                  чувствительных к политике [53, 54].
                         Демографический  подход  нацелен  на  создание  прогнозов  как  таковых,
                  тогда  как  объяснительный  подход  в  первую  очередь  отвечает  на  вопрос
                  «почему»  о  миграционных  потоках.  Объяснительные  модели  могут  при
                  определенных условиях также использоваться для прогнозирования будущего,
                  хотя обычно это происходит в форме сценариев. Таким образом, оба подхода
                  имеют  отчасти  схожие  цели,  но  разные  пути  для  их  достижения.
                  Методологические достижения последних десятилетий также показали, что оба
                  подхода могут использовать один и тот же тип методологии, а именно модель
                  регрессии  Пуассона  [48,  р.  309-333;  55].  Поэтому  выбор  между  чисто
                  демографическим          и    объяснительным          подходами        является      вопросом
                  спецификации  модели.  Это  открыло  возможность  определения  смешанной
                  модели,  в  которой  некоторые  элементы  рассматриваются  с  использованием

                  чисто  демографического  подхода, а  другие  определяются  как  объяснительная
                  подмодель. Некоторые страны использовали простейший из демографических
                  подходов, который включает только общие показатели чистой миграции, тогда
                  как  другие  страны,  такие  как  Нидерланды,  например,  применяли  сложную
                  модель с переменными по жилью и рынку труда, а также специальные модули
                  для студентов и других особых групп.
                         По  мере  того,  как  эмпирические  исследования  миграции  стали
                  диверсифицироваться,  возникла  необходимость  объяснять  и  анализировать
                  новые источники данных о миграции, чтобы обеспечить лучшее понимание их
                  ограничений  и  сильных  сторон.  Появление  «инновационных  источников
                  данных»  (например,  так  называемых  «Больших  данных»)  имеет  большой
                  потенциал  для  дополнения  традиционных  данных  о  миграции  [56].  В  то  же
                  время  цифровые  данные  создают  множество  новых  этических  проблем  для
                  исследователей, которые вызывают серьезную озабоченность [57, 58].
                         Активность в социальных сетях с географической привязкой, например, в
                  Facebook,  Twitter  или  других  социальных  сетях  [59,  60]  можно  использовать
                  для  определения  миграционных  потоков  на  основе  места,  где  пользователи
                  входят  в  систему,  или  информации  о  их  местоположении,  предоставленные
                  самими  пользователями  через  публикации  с  географическими  тегами  или
                  информации профиля (например, национальность или место рождения).
                         Данные  онлайн-поиска  в  последнее  время  также  стали  широко
                  использоваться  для  изучения  миграционных  процессов.  Например,  записи  в


                                                                 27
   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32