Page 25 - Диссертация1
P. 25
В последнее время наметилось еще два направления исследований
миграции: первое по зеленому росту и второе по миграции человеческого
капитала – чтобы изучить, влияет ли миграция квалифицированных рабочих на
региональный устойчивый экономический рост, инновации и
конкурентоспособность.
Концепция зеленого роста появилась в политических дискурсах после
Конференции по устойчивому развитию Рио+20 в 2012 году. С тех пор научная
литература была сосредоточена на трех измерениях: зеленые процессы, зеленые
инновации и зеленая занятость. Однако, несмотря на большое внимание к этой
теме, все еще возникают два пробела. Во-первых, региональная перспектива
рассматривалась скудно, хотя зеленый рост, как правило, признается ключевым
рычагом регионального развития [37, р. 3602-3632; 38, 39]. Во-вторых, хотя
роль человеческого капитала и миграции в поддержке инноваций и
формировании регионального экономического роста широко признана [40],
мало что было написано об их связи с «зеленым» ростом.
В литературе связь между зеленым ростом и занятостью в основном
сосредоточена на: 1) возможных профессиональных сдвигах - как на
национальном, так и субнациональном уровне - вызванных этим переходом; 2)
профиле так называемых «зеленых рабочих мест». Хотя нет единого мнения
относительно определения «зеленых рабочих мест», несколько авторов
отметили, что разница с «незелеными рабочими местами» в основном зависит
от конкретных навыков и знаний, необходимых для зеленой и устойчивой
деятельности. Consoli с коллегами обнаружили, что «зеленые рабочие места»
требуют «высокого уровня когнитивных навыков» [41] и более высокого
уровня образования. Аналогичным образом Европейская комиссия в различных
политических документах делает акцент на специализированных высоких
навыках и знаниях (например, соблюдение экологических норм, мониторинг
эффективности использования ресурсов), необходимых для зеленых рабочих
мест [42]. Такая страна как Италия представляет собой особенно интересный
пример в этом контексте из-за ее исторического разделения Север-Юг, которое
вызывает межрегиональную миграцию [43].
Ряд современных исследований посвящен вопросам правового
регулирования миграционных процессов, что связано с необходимостью
придания миграционному законодательству большей комплексности. Так,
В.В. Косарева [44] рассматривает совокупность общественных отношений,
испытывающих правовое воздействие государства, анализирует
закономерности и тенденции развития механизма правового регулирования
миграционных отношений, определяющего работу миграционной системы, а
также иные направления миграционной политики и безопасности
государственных органов. А.С. Бубнов [45] затрагивает вопрос правового
регулирования деятельности правоохранительных органов в сфере
миграционных отношений.
Если перейти к обсуждению вопросов прогнозирования внутренней
миграции, то ситуация становится еще более сложной. В субнациональных
25