Page 112 - Диссертация1
P. 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное диссертационное исследование посвящено решению
актуальной научно-практической проблемы совершенствования экономических
инструментов регулирования внутренней миграции в Республике Казахстан. В
ходе исследования получены теоретически обоснованные и практически
значимые результаты, которые вносят существенный вклад в развитие теории
миграционных процессов и могут быть использованы для повышения
эффективности государственной миграционной политики.
Основные научные результаты исследования:
Во-первых, в работе развита теоретико-методологическая база
исследования внутренних миграционных процессов. Сформулировано
авторское определение экономических инструментов регулирования
внутренней миграции как совокупности фискальных, финансово-кредитных и
ценовых механизмов, которые формируют экономические стимулы и
дестимулы, влияющие на масштабы, направления и состав миграционных
потоков внутри страны при воздействии на домохозяйства, работодателей и
региональные бюджеты. Данное определение отличается от существующих
подходов комплексным охватом всех субъектов воздействия и четким
разграничением с административно-правовыми и социально-
информационными мерами.
Разработана трехкомпонентная классификация инструментов
регулирования миграции с детальным анализом их сравнительных
характеристик по критериям эффективности, затратности и политической
приемлемости. Доказано, что экономические инструменты являются
единственным классом мер, воздействующих через изменение относительных
цен и доходов при сохранении добровольности миграционного решения, что
обеспечивает их преимущества перед административными ограничениями.
Во-вторых, создана комплексная эконометрическая модель детерминант
внутренней миграции в Казахстане с коэффициентом детерминации R²=0,93,
которая количественно оценила эластичность миграции по валовому
региональному продукту (0,74) и безработице (-0,21). Модель позволяет
прогнозировать миграционные потоки в зависимости от применения
экономических стимулов и обеспечивает научное обоснование параметров
государственных программ переселения.
Подчеркиваются пробелы в сборе статистических данных о фактической
миграции населения в казахстанской практике. Опираясь на другие
исследования, которые количественно оценивают долю «невидимой»
миграции, составляющая более 70% от общего объема внутренних
перемещений, что существенно искажает планирование и оценку
эффективности государственных программ. Невозможно управлять тем, что
нельзя измерить с приемлемой долей погрешности. Такой разрыв в оценке не
является допустимой погрешностью. Поэтому установлены институциональные
причины низкой регистрируемости миграционных потоков и предложены
112