Page 72 - Диссертация1
P. 72
больницы), поскольку «прописанное» население расходится с фактически
проживающим;
‒ в сфере мониторинга и оценки KPI миграционных программ
искусственно выше 90%, так как в знаменателе – только «видимые» участники,
реальная результативность занижена;
‒ кроме этого, усиливаются социальные риски ‒ рост теневого сектора
найма и аренды жилья, невозможность адресно вести работу с уязвимыми
группами населения (молодёжь, многодетные семьи).
От точности административных регистров напрямую зависит
обоснованность экономических стимулов (налоги, субсидии, трансферты).
Фактические пробелы в системе мониторинга и учета мигрантов способствует
снижению эффективности внедрения продуманных мероприятий, так как
невозможно управлять тем, что нельзя измерить. Низкая доля саморегистрации
в системе учета и мониторинга указывает на потребность в позитивном
стимулировании мигрантов через предоставление ряда экономических
инструментов: налоговый вычет на аренду/ипотеку при фиксации нового
адреса, приоритет в детском саду, электронные услуги «по месту» только после
онлайн-регистрации.
Новые тренды внутренних миграционных процессов отражены в
обновленном Законе РК «О миграции населения» [128], в принятом
Социальном кодексе РК [129] (далее – «СК РК») и в новой Концепции
миграционной политики Казахстана на 2023-2027 годы [130] (далее –
«Концепция»).
В Концепции, в частности говорится, что в Казахстане миграционные
перемещения направлены преимущественно из северных областей вглубь
страны, а из южных регионов в мегаполисы. В результате, наблюдается
разнонаправленная динамика численности населения областей и изменение
распределения населения по территории республики. Кроме того, с одной
стороны, урбанизация является катализатором развития экономики, она
становится более эффективной и диверсифицированной. Но, с другой стороны,
массовая стихийная миграция из сельской местности в города вызывает
проблемы для сельских районов, где возникает нехватка рабочих рук.
Основная нагрузка в регулировании миграционных процессов возложена
на Закон РК №477-IV «О миграции населения» (далее – «Закон №477-IV»).
Несомненно, Закон играет ключевую роль в регулировании внутренних
миграционных отношений. Закон включает 12 глав и 63 статьи, в том числе
Главу 9 «Внутренние мигранты в Республике Казахстан» (статьи 50-51) и Главу
10 «Оказание содействия внутренним мигрантам» (статьи 52-53).
Терминологический аппарат Закона включает такие понятия, как:
«переселенец» ‒ внутренний мигрант, переселившийся в регионы,
определенные Правительством Республики Казахстан (п. 12 ст. 1);
«региональная квота приема переселенцев» – предельное число переселенцев
или переселенцев и членов их семей, прибывающих для постоянного
проживания в регионы, определенные Правительством Республики Казахстан,
72