Page 72 - Диссертация1
P. 72

больницы),  поскольку  «прописанное»  население  расходится  с  фактически
                  проживающим;
                         ‒  в  сфере  мониторинга  и  оценки  KPI  миграционных  программ
                  искусственно выше 90%, так как в знаменателе – только «видимые» участники,

                  реальная результативность занижена;
                         ‒  кроме  этого,  усиливаются  социальные  риски  ‒  рост  теневого  сектора
                  найма  и  аренды  жилья,  невозможность  адресно  вести  работу  с  уязвимыми

                  группами населения (молодёжь, многодетные семьи).
                         От     точности       административных           регистров      напрямую        зависит
                  обоснованность  экономических  стимулов  (налоги,  субсидии,  трансферты).
                  Фактические пробелы в системе мониторинга и учета мигрантов способствует
                  снижению  эффективности  внедрения  продуманных  мероприятий,  так  как
                  невозможно управлять тем, что нельзя измерить. Низкая доля саморегистрации
                  в  системе  учета  и  мониторинга  указывает  на  потребность  в  позитивном
                  стимулировании  мигрантов  через  предоставление  ряда  экономических
                  инструментов:  налоговый  вычет  на  аренду/ипотеку  при  фиксации  нового
                  адреса, приоритет в детском саду, электронные услуги «по месту» только после
                  онлайн-регистрации.
                         Новые  тренды  внутренних  миграционных  процессов  отражены  в
                  обновленном  Законе  РК  «О  миграции  населения»  [128],  в  принятом
                  Социальном  кодексе  РК  [129]  (далее  –  «СК  РК»)  и  в  новой  Концепции
                  миграционной  политики  Казахстана  на  2023-2027  годы  [130]  (далее  –

                  «Концепция»).
                         В  Концепции,  в  частности  говорится,  что  в  Казахстане  миграционные
                  перемещения  направлены  преимущественно  из  северных  областей  вглубь
                  страны,  а  из  южных  регионов  в  мегаполисы.  В  результате,  наблюдается
                  разнонаправленная  динамика  численности  населения  областей  и  изменение
                  распределения  населения  по  территории  республики.  Кроме  того,  с  одной
                  стороны,  урбанизация  является  катализатором  развития  экономики,  она
                  становится более эффективной и диверсифицированной. Но, с другой стороны,
                  массовая  стихийная  миграция  из  сельской  местности  в  города  вызывает
                  проблемы для сельских районов, где возникает нехватка рабочих рук.
                         Основная нагрузка в регулировании миграционных процессов возложена
                  на  Закон  РК  №477-IV  «О  миграции  населения»  (далее  –  «Закон  №477-IV»).
                  Несомненно,  Закон  играет  ключевую  роль  в  регулировании  внутренних
                  миграционных  отношений.  Закон  включает  12  глав  и  63  статьи,  в  том  числе
                  Главу 9 «Внутренние мигранты в Республике Казахстан» (статьи 50-51) и Главу
                  10 «Оказание содействия внутренним мигрантам» (статьи 52-53).
                         Терминологический  аппарат  Закона  включает  такие  понятия,  как:
                  «переселенец»  ‒  внутренний  мигрант,  переселившийся  в  регионы,
                  определенные  Правительством  Республики  Казахстан  (п.  12  ст.  1);
                  «региональная  квота  приема  переселенцев»  –  предельное  число  переселенцев
                  или  переселенцев  и  членов  их  семей,  прибывающих  для  постоянного
                  проживания в регионы, определенные Правительством Республики Казахстан,


                                                                 72
   67   68   69   70   71   72   73   74   75   76   77