Page 76 - Диссертация1
P. 76
физическими или юридическими лицами, вовлеченными в организацию
активных мер содействия занятости, а также об оказании адресной социальной
помощи (подп. 26 п. 1 ст. 1 СК РК).
Однако, в законодательстве четко не указано: кто именно платит
переселенцам установленные законодательством 70 МРП – республиканский
бюджет или местные исполнительные органы; какие государственные органы
субсидируют аренду жилья и коммунальные платежи; кто должен
содействовать трудоустройству переселенцев – акимы или местные
предприниматели; кто решает вопросы жилья? Вопросов множество. Более
того, при реализации госпрограмм не учитываются реальные потребности
рынка труда и ожидания самих переезжающих. Высокой рабочей мобильности
нет, потому как для переселенцев нет никаких гарантий, что все их права будут
неукоснительно соблюдены.
Наряду с госпрограммой добровольного переселения, в республике
реализуются госпрограммы: «Серпін», «Ауыл Аманаты», «Ауыл Ел бесігі»,
«С дипломом в село». Например, по программе «С дипломом в село» в 2024
году предусмотрено 30 млрд. тенге. На эти средства планировалось выдать 3,6
тыс. льготных займов молодым специалистам. Однако, результаты этой
программы неочевидны ‒ нет объективных данных, сколько молодых
специалистов на самом деле закрепилось на селе за годы реализации проекта:
кто из южных регионов нашел работу в северных областях, а кто вернулся на
родину, по какой причине. Официальной информации в открытом доступе о
ходе реализации данной госпрограммы нет.
Госпрограммы «С дипломом в село», «Еңбек» и «Серпiн» в полную силу
так и не заработали. Во-первых, они выявили проблемы с жильем. Местные
исполнительные органы это знали и понимали, но не смогли изменить
ситуацию ввиду отсутствия финансовых ресурсов. Вторая проблема –
трудоустройство. Если нет координации между акимами и работодателями –
нельзя ожидать каких-то позитивных результатов. Третья проблема –
ментальность. На новом месте жительства у переселенцев, как правило, нет
родственных и семейных связей – нет привычных схем встраивания в новую
социальную среду.
Исходя из описанных экономических инструментов в предыдущем
разделе диссертации, можно выделить по каждому инструменту, конкретные
государственные программы, в которых эти инструменты используются
(таблица 18).
76