Page 76 - Диссертация1
P. 76

физическими  или  юридическими  лицами,  вовлеченными  в  организацию
                  активных мер содействия занятости, а также об оказании адресной социальной
                  помощи (подп. 26 п. 1 ст. 1 СК РК).
                         Однако,  в  законодательстве  четко  не  указано:  кто  именно  платит
                  переселенцам  установленные  законодательством  70  МРП  –  республиканский
                  бюджет или местные исполнительные органы; какие государственные органы
                  субсидируют  аренду  жилья  и  коммунальные  платежи;  кто  должен
                  содействовать  трудоустройству  переселенцев  –  акимы  или  местные
                  предприниматели;  кто  решает  вопросы  жилья?  Вопросов  множество.  Более
                  того,  при  реализации  госпрограмм  не  учитываются  реальные  потребности
                  рынка труда и ожидания самих переезжающих. Высокой рабочей мобильности
                  нет, потому как для переселенцев нет никаких гарантий, что все их права будут
                  неукоснительно соблюдены.
                         Наряду  с  госпрограммой  добровольного  переселения,  в  республике
                  реализуются  госпрограммы:  «Серпін»,  «Ауыл  Аманаты»,  «Ауыл  Ел  бесігі»,
                  «С дипломом  в  село». Например, по  программе  «С  дипломом  в  село»  в  2024
                  году предусмотрено 30 млрд. тенге. На эти средства планировалось выдать 3,6
                  тыс.  льготных  займов  молодым  специалистам.  Однако,  результаты  этой
                  программы  неочевидны  ‒  нет  объективных  данных,  сколько  молодых
                  специалистов на самом деле закрепилось на селе за годы реализации проекта:
                  кто из южных регионов нашел работу в северных областях, а кто вернулся на
                  родину,  по  какой  причине.  Официальной  информации  в  открытом  доступе  о

                  ходе реализации данной госпрограммы нет.
                         Госпрограммы «С дипломом в село», «Еңбек» и «Серпiн» в полную силу
                  так  и  не  заработали.  Во-первых,  они  выявили  проблемы  с  жильем.  Местные
                  исполнительные  органы  это  знали  и  понимали,  но  не  смогли  изменить
                  ситуацию  ввиду  отсутствия  финансовых  ресурсов.  Вторая  проблема  –
                  трудоустройство.  Если  нет  координации  между  акимами  и  работодателями  –
                  нельзя  ожидать  каких-то  позитивных  результатов.  Третья  проблема  –
                  ментальность.  На  новом  месте  жительства  у  переселенцев,  как  правило,  нет
                  родственных  и  семейных  связей –  нет  привычных  схем  встраивания  в новую
                  социальную среду.
                         Исходя  из  описанных  экономических  инструментов  в  предыдущем
                  разделе  диссертации,  можно  выделить  по  каждому  инструменту,  конкретные
                  государственные  программы,  в  которых  эти  инструменты  используются
                  (таблица 18).











                                                                 76
   71   72   73   74   75   76   77   78   79   80   81