Page 69 - Диссертация1
P. 69
Структурная организация процессов отражает унитарную систему
государственного управления Казахстана с четким разделением полномочий
между центральными и местными исполнительными органами. Министерство
труда и социальной защиты населения выступает координирующим органом,
осуществляющим межотраслевую координацию в области миграции населения:
Первый этап процессной модели предполагает осуществление
мониторинга демографической ситуации, состояния рынка труда и жилищного
фонда силами Министерства национальной экономики совместно с Службой
занятости населения. Данный подход соответствует современной практике
применения индикаторов для мониторинга и оценки миграционных процессов в
системе государственного регулирования.
Второй этап характеризуется проведением gap-анализа с участием Центра
труда для определения количественных потребностей в привлечении или
удержании трудовых ресурсов в регионах. Методологическая основа данного
подхода базируется на балансовых моделях миграционных процессов,
позволяющих оценить дисбаланс между предложением и спросом на трудовые
ресурсы в территориальном разрезе.
Третий этап предусматривает формирование акиматами предложений по
региональным квотам через заполнение унифицированного шаблона МТСЗН-
051, содержащего технико-экономическое обоснование потребностей в
трудовых ресурсах, жилье и инфраструктуре. Использование
стандартизированных форм отчетности обеспечивает унификацию процедур
планирования и повышает качество принимаемых управленческих решений.
Четвертый этап характеризуется утверждением типовых квот
Министерством труда и социальной защиты населения совместно с
Межведомственной комиссией на основе сверки с макроэкономическим
прогнозом и согласования с профильными ведомствами. Квотирование
является ключевым инструментом селективной миграционной политики,
обеспечивающим сбалансированное территориальное развитие.
Пятый этап обеспечивает интеграцию утвержденных квот в Единую
информационную систему сферы труда и социальной защиты (ЕИС СТС) через
API-технологии с последующим распределением лимитов по региональным
личным кабинетам. Система включает 16 информационных подсистем по всем
направлениям социально-трудовой сферы, включая миграционный модуль.
Шестой этап предполагает публикацию перечня населенных пунктов и
вакансий через «Электронную биржу труда» с формированием доступной базы
данных для потенциальных переселенцев. С момента запуска системы в 2018
году ее услугами воспользовались 960 тысяч работодателей и более 2,6
миллиона соискателей.
Седьмой этап включает набор и сопровождение переселенцев через
Центр трудовой мобильности с применением процедур скрининга, заключения
социальных контрактов и предоставления субсидий на переезд и жилье.
Региональная квота приема переселенцев на 2024 год составила 6450 человек,
что отражает масштабы реализуемых программ внутреннего переселения.
69