Page 66 - Диссертация1
P. 66
районов в региональные центры, что является характерной чертой современной
урбанизации.
Кроме этого, внутренняя миграция представляет собой структуру из
мигрантов, которые переселяются по собственному желанию без участия в
государственных программах переселения, а другая часть мигрантов участвуют
в государственных программах переселения. Основная программа – это Юг-
Север, которая предназначена для оказания поддержки переселенцам из южных
регионов страны (густонаселенных) переехать и адаптироваться в северных
регионах (дефицитных).
Участниками этих государственных программ являются внутренние
переселенцы и кандасы. Они пользуются определенными льготами и
субсидиями от государства в процессе переселения.
Эти льготы и субсидии и рассматриваются в качестве экономических
инструментах регулирования внутренней миграции. И задача исследования
проанализировать их механизм, оценить эффективность и предложить
улучшения такие, чтобы этими инструментами воспользовалось большее
количество населения (переселенцев), что в конечном счете должно привести к
решению проблемы с дисбалансом в демографической ситуации Казахстана (в
одних регионах профицит, в других дефицит и отток населения).
2.2 Правовое и экономическое регулирование внутренней миграции в
Казахстане
Правовое регулирование миграционных процессов является одним из
самых сложных направлений государственной политики любого государства.
Несмотря на некоторые проблемы, присущие правовому регулированию
внутренней миграции в Казахстане, в стране достигнут значительный прогресс.
Согласно Конституции Республики Казахстан [126], в республике признаются и
юридически закреплены права и свободы граждан, гарантируется их реальная
реализация. Конституция закрепляет за каждым, кто законно находится на
территории Казахстана, право на свободное передвижение по территории и
свободный выбор места жительства (пункт 1 статьи 21). Осуществление прав и
свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других
лиц, посягать на конституционно установленный государственный строй и
общественную нравственность (пункт 5 статьи 12). Права и свободы человека и
гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в
какой это необходимо в целях защиты конституционно установленного
государственного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод
человека, здоровья и нравственности населения (пункт 1 статьи 39).
Правительство РК предпринимает ряд, направленных на правовое и
экономическое регулирование внутренних миграционных процессов. Это
нашло отражение в специальном законодательстве и таких документах, как
Дорожная карта занятости на 2011-2016 годы, Государственная программа
развития продуктивной занятости на 2017-2021 годы «Еңбек», Национальный
проект «Сильные регионы – драйвер развития страны» 2022 года и других.
66