Page 114 - Диссертация1
P. 114
переселенцев через API-интеграцию баз данных МВД, ГЦВП и ЕИС СТС.
Предложен механизм выделения 1% республиканских дотаций в пул,
распределяемый между регионами пропорционально показателю
закрепляемости переселенцев, что создает прямую финансовую мотивацию для
качественного сопровождения мигрантов на региональном уровне.
В заключительном разделе диссертации описываются ожидаемые
социально-экономические эффекты от разработанных рекомендаций при
правильном внедрении.
Разработанная методология оценки эффективности экономических
инструментов регулирования миграции, основанная на анализе «затраты-
выгоды» с учетом прямых фискальных эффектов, региональных
мультипликаторов и динамического дисконтирования, позволяет рассчитать
чистую приведенную стоимость проекта в размере 42-48 млрд. тенге за 10 лет
при базовом сценарии развития.
Прогнозные расчеты показывают возможность повышения
закрепляемости переселенцев с 60 до 85%, снижения миграционной нагрузки
на мегаполисы на 8-19% в зависимости от сценария реализации и увеличения
охвата учтенной миграции с 15 до 35% от общего потока. При расширении
программы до 15 000 переселенцев ежегодно ожидается совокупный
фискальный эффект в размере 7,0 млрд. тенге дополнительных поступлений в
бюджет.
Научная новизна исследования определяется разработкой новых
подходов к регулированию внутренней миграции, основанных на принципах
цифровизации государственного управления и результат-ориентированного
бюджетирования. Предложена методология Auto-KPI R-12 для автоматического
расчета показателя закрепления переселенцев, что позволяет исключить
субъективность оценки и обеспечить прозрачность мониторинга
результативности программ.
Теоретическая значимость работы заключается в развитии понятийно-
категориального аппарата теории миграции, систематизации международного
опыта использования экономических инструментов регулирования
миграционных процессов и создании комплексной модели оценки их
эффективности. Полученные результаты дополняют существующие
теоретические представления о факторах и механизмах регулирования
территориальной мобильности населения.
Практическая значимость исследования определяется возможностью
непосредственного использования разработанных рекомендаций в
деятельности центральных и местных органов государственного управления
Республики Казахстан. Предложенные механизмы не требуют значительных
дополнительных бюджетных расходов, поскольку основаны на
перераспределении и оптимизации уже существующих программ
государственной поддержки.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке новой
редакции Концепции миграционной политики Казахстана, совершенствовании
114