Page 8 - Диссертация1
P. 8
народонаселения, опирается на данные подсчета и миграционные потоки, тогда
как социологи и экономисты обычно опираются на продольные микроданные.
Поэтому в данном исследовании предпринята попытка провести анализ
проблем действующих программ по переселению и используемых в них
экономических инструментов. Предложить улучшения инструментов
регулирования миграции и подойти к решению вопроса комплексно, на основе
системы, которая будет формировать в дальнейшем базу данных для принятия
управленческих решений, так как регулирование предполагает не разовое
решение, а последовательные действия в зависимости от меняющихся условий.
Степень разработанности проблемы исследования. Вопросы миграции
как социально-экономического феномена находятся в поле внимания мировой
науки уже более века – от «законов миграции» E. Ravenstein до современных
концепций системного и междисциплинарного анализа. Сформирован широкий
понятийно-категориальный аппарат, охватывающий неоклассические,
историко-структурные, сетевые и мир-системные подходы, а также теорию
«притяжения-выталкивания» E. Lee и модель миграционного перехода W.
Zelinsky. В последние два десятилетия акцент исследований сместился на
экономические детерминанты мобильности: различия в заработной плате,
неравномерность регионального развития, воздействие налогово-бюджетных
стимулов и инфраструктурных вложений на приток рабочей силы.
В мировой литературе наиболее проработан опыт стран ОЭСР, где
экономические инструменты (налоговые льготы, гранты на переезд, place-based
subsidies) рассматриваются как часть активной региональной политики.
Эмпирические исследования фиксируют умеренную эластичность внутренних
миграционных потоков по отношению к налоговым дифференциалам (0,1–
0,4%) и более сильную реакцию на прямые субсидии (0,2–0,6%). Вместе с тем,
международные работы подчёркивают контекстуальную обусловленность
результатов: одинаковые ценовые стимулы дают разный эффект при различиях
на рынке жилья, институтах регистрации и качестве социальной
инфраструктуры.
В науке постсоветских стран проблематика внутренней миграции изучена
фрагментарно. В казахстанских исследованиях преобладает дескриптивный
анализ демографических и территориальных сдвигов; вопрос эффективности
фискально-ценовых механизмов регулирования разработан недостаточно.
Наличие программ «Еңбек», «С дипломом – в село» и квот переселения юг –
север рассмотрено в отдельных прикладных работах, однако, отсутствует
целостная оценка их экономической отдачи и влияния на региональные
дисбалансы. Ограниченный статистический учёт (регистрация охватывает лишь
30% фактических перемещений) и несогласованность данных различных
ведомств затрудняют формирование доказательной базы для обновления этих
инструментов.
В казахстанской науке вопросы регулирования внутренней миграции
исследованы недостаточно глубоко. Вместе с тем, к настоящему времени
сформировался корпус научных работ, в которых прямо или опосредованно
8