Page 8 - Диссертация1
P. 8

народонаселения, опирается на данные подсчета и миграционные потоки, тогда
                  как социологи и экономисты обычно опираются на продольные микроданные.
                         Поэтому  в  данном  исследовании  предпринята  попытка  провести  анализ
                  проблем  действующих  программ  по  переселению  и  используемых  в  них
                  экономических         инструментов.         Предложить        улучшения         инструментов
                  регулирования миграции и подойти к решению вопроса комплексно, на основе
                  системы, которая будет формировать в дальнейшем базу данных для принятия
                  управленческих  решений,  так  как  регулирование  предполагает  не  разовое
                  решение, а последовательные действия в зависимости от меняющихся условий.
                         Степень разработанности проблемы исследования. Вопросы миграции
                  как социально-экономического феномена находятся в поле внимания мировой
                  науки уже более века – от «законов миграции» E. Ravenstein до современных
                  концепций системного и междисциплинарного анализа. Сформирован широкий
                  понятийно-категориальный              аппарат,       охватывающий           неоклассические,
                  историко-структурные,  сетевые  и  мир-системные  подходы,  а  также  теорию
                  «притяжения-выталкивания»  E.  Lee  и  модель  миграционного  перехода  W.
                  Zelinsky.  В  последние  два  десятилетия  акцент  исследований  сместился  на
                  экономические  детерминанты  мобильности:  различия  в  заработной  плате,
                  неравномерность  регионального  развития,  воздействие  налогово-бюджетных
                  стимулов и инфраструктурных вложений на приток рабочей силы.
                         В  мировой  литературе  наиболее  проработан  опыт  стран  ОЭСР,  где
                  экономические инструменты (налоговые льготы, гранты на переезд, place-based

                  subsidies)  рассматриваются  как  часть  активной  региональной  политики.
                  Эмпирические исследования  фиксируют умеренную  эластичность  внутренних
                  миграционных  потоков  по  отношению  к  налоговым  дифференциалам  (0,1–
                  0,4%) и более сильную реакцию на прямые субсидии (0,2–0,6%). Вместе с тем,
                  международные  работы  подчёркивают  контекстуальную  обусловленность
                  результатов: одинаковые ценовые стимулы дают разный эффект при различиях
                  на  рынке  жилья,  институтах  регистрации  и  качестве  социальной
                  инфраструктуры.
                         В науке постсоветских стран проблематика внутренней миграции изучена
                  фрагментарно.  В  казахстанских  исследованиях  преобладает  дескриптивный
                  анализ  демографических  и  территориальных  сдвигов;  вопрос  эффективности
                  фискально-ценовых  механизмов  регулирования  разработан  недостаточно.
                  Наличие программ «Еңбек», «С дипломом – в село» и квот переселения юг –
                  север  рассмотрено  в  отдельных  прикладных  работах,  однако,  отсутствует
                  целостная  оценка  их  экономической  отдачи  и  влияния  на  региональные
                  дисбалансы. Ограниченный статистический учёт (регистрация охватывает лишь
                  30%  фактических  перемещений)  и  несогласованность  данных  различных
                  ведомств затрудняют формирование доказательной базы для обновления этих
                  инструментов.
                         В  казахстанской  науке  вопросы  регулирования  внутренней  миграции
                  исследованы  недостаточно  глубоко.  Вместе  с  тем,  к  настоящему  времени
                  сформировался  корпус  научных  работ,  в  которых  прямо  или  опосредованно


                                                                  8
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13