Page 7 - Диссертация1
P. 7

В своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года Президент
                  РК     Токаев      К.-Ж.     отметил       необходимость         создания      «эффективной
                  миграционной  политики»  и  «кардинальной  реформе  политики  переселения
                  кандасов и регулировании внутренней миграции». К.-Ж. Токаев также отметил,
                  что  «в  этом  вопросе  принципиально  важно  использовать  подходы,
                  учитывающие  демографические  и  экономические  тенденции,  а  также
                  общенациональные интересы [1].
                         В  реализацию  поручения  Главы  государства  была  утверждена
                  постановлением Правительства РК «Концепция миграционной политики РК на
                  2023-2025 годы» (ППРК от 30 ноября 2022 года №961).
                         Республику  Казахстан  долгие  годы  отличает  серьезный  региональный
                  демографический  и  экономический  дисбаланс,  что  оказывает  негативное
                  влияние  на  социально-экономическое  развитие  страны  в  целом  и  каждого
                  региона в отдельности, в зависимости от того, является ли конкретный регион
                  трудоизбыточным  или  трудодефицитным.  С  2014  года  в  Казахстане
                  значительно  увеличилась  миграционная  подвижность  населения,  фиксируется
                  тренд  на  устойчивый  рост  показателей  внутренней  миграции  (как
                  региональной, так и межрегиональной) [2].
                         Правительство  РК  предприняло  также  ряд  шагов,  направленных  на
                  совершенствование  механизмов  переселения  и  формирование  комплекса
                  адаптационных  и  интеграционных  услуг  для  граждан  и  кандасов,  желающих
                  участвовать в государственных мерах добровольного переселения. В настоящее

                  время эти мероприятия реализуются с учетом мониторинга через «Цифровую
                  карту семьи» и мобильное приложение в течение пяти лет.
                         В  качестве  инструментов  регулирования  миграционных  процессов  на
                  основе  зарубежного  опыта  были  разработаны  государственные  программы,
                  целью которых было сбалансировать демографическую ситуацию в регионах,
                  предлагая  переселенцам  из  южных  регионов  в  северные  экономические
                  стимулы.  Однако,  до  сих  пор  ещё  эти  программы  не  дали  существенного
                  результата,  а  миграционные  потоки  продолжают  осуществляться  в  тех  же
                  направлениях, что и ранее. Внутренняя миграционная политика в республике
                  осложняется внешними и внутренними факторами: рост отрицательного сальдо
                  внешней  миграции;  неравномерные  перетоки  человеческого  капитала;
                  демографический  рост;  неоднозначная  геополитическая  ситуация.  В  целом,
                  внутренняя  миграция  в  Казахстане  в  значительной  степени  носит
                  неконтролируемый характер.
                         Значимой  проблемой  в  контексте  контроля  и  экономического
                  регулирования  внутренней  миграции  для  Казахстана  является  вопрос  ее
                  измерения,  доступность  и  качество  данных  о  внутренней  миграции.  Выбор
                  подходящего  набора  данных  ограничен  не  только  доступностью,  но  также
                  теоретическими и дисциплинарными взглядами, через которые исследователи
                  анализируют внутреннюю миграцию, что влияет на уровень и качество анализа.
                  Совокупный  подход,  которому  отдают  предпочтение  демографы  и  географы




                                                                  7
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12