Page 7 - Диссертация1
P. 7
В своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года Президент
РК Токаев К.-Ж. отметил необходимость создания «эффективной
миграционной политики» и «кардинальной реформе политики переселения
кандасов и регулировании внутренней миграции». К.-Ж. Токаев также отметил,
что «в этом вопросе принципиально важно использовать подходы,
учитывающие демографические и экономические тенденции, а также
общенациональные интересы [1].
В реализацию поручения Главы государства была утверждена
постановлением Правительства РК «Концепция миграционной политики РК на
2023-2025 годы» (ППРК от 30 ноября 2022 года №961).
Республику Казахстан долгие годы отличает серьезный региональный
демографический и экономический дисбаланс, что оказывает негативное
влияние на социально-экономическое развитие страны в целом и каждого
региона в отдельности, в зависимости от того, является ли конкретный регион
трудоизбыточным или трудодефицитным. С 2014 года в Казахстане
значительно увеличилась миграционная подвижность населения, фиксируется
тренд на устойчивый рост показателей внутренней миграции (как
региональной, так и межрегиональной) [2].
Правительство РК предприняло также ряд шагов, направленных на
совершенствование механизмов переселения и формирование комплекса
адаптационных и интеграционных услуг для граждан и кандасов, желающих
участвовать в государственных мерах добровольного переселения. В настоящее
время эти мероприятия реализуются с учетом мониторинга через «Цифровую
карту семьи» и мобильное приложение в течение пяти лет.
В качестве инструментов регулирования миграционных процессов на
основе зарубежного опыта были разработаны государственные программы,
целью которых было сбалансировать демографическую ситуацию в регионах,
предлагая переселенцам из южных регионов в северные экономические
стимулы. Однако, до сих пор ещё эти программы не дали существенного
результата, а миграционные потоки продолжают осуществляться в тех же
направлениях, что и ранее. Внутренняя миграционная политика в республике
осложняется внешними и внутренними факторами: рост отрицательного сальдо
внешней миграции; неравномерные перетоки человеческого капитала;
демографический рост; неоднозначная геополитическая ситуация. В целом,
внутренняя миграция в Казахстане в значительной степени носит
неконтролируемый характер.
Значимой проблемой в контексте контроля и экономического
регулирования внутренней миграции для Казахстана является вопрос ее
измерения, доступность и качество данных о внутренней миграции. Выбор
подходящего набора данных ограничен не только доступностью, но также
теоретическими и дисциплинарными взглядами, через которые исследователи
анализируют внутреннюю миграцию, что влияет на уровень и качество анализа.
Совокупный подход, которому отдают предпочтение демографы и географы
7