Page 11 - Диссертация1
P. 11
или предпринимательская деятельность с регулярной уплатой налогов и
социальных взносов).
4. Предлагается новый механизм «Auto-KPI, R-12 закрепление»,
ориентированный на долгосрочную эффективность программ переселения.
Данный инструмент предусматривает цифровизацию пост-мониторинга и
финансовое стимулирование местных исполнительных органов за реальные
результаты закрепления переселенцев по истечении 12 месяцев. Предлагается
часть уже существующих республиканских дотаций распределять
пропорционально показателю «R-12» по итогам года. Через цифровизацию
учёта и финансовое вознаграждение за реальный результат предлагаемый
механизм трансформирует миграционную политику из модели разовой
поддержки в систему, ориентированную на долгосрочную социально-
экономическую отдачу.
5. Разработана и апробирована эконометрическая модель факторов
внутренней миграции в Казахстане с коэффициентом детерминации R²=0,93, в
которую включена оценка эластичности миграции по валовому региональному
продукту (0,74) и безработице (-0,21). В модель включены ключевые
макроэкономические показатели, которые влияют на миграционные потоки.
При этом, получены значимые результаты, которые отражают прямую
зависимость миграционной активности от экономического роста регионов.
Таким образом, модель позволяет оценить количественно роль экономических
факторов в перераспределении трудовых ресурсов и может служить основой
для прогноза миграционных процессов и выработки новых инструментов
регулирования внутренней миграции в стране.
6. Проведена комплексная диагностика десяти этапов процесса
экономического регулирования внутренней миграции с присвоением уровней
критичности проблем, что позволило выявить ключевые системные проблемы,
начиная от формирования нормативно-правовой базы и институциональной
инфраструктуры до оценки конечных социально-экономических результатов. В
результате, диагностика служит практическим инструментом для обоснования
новых экономических инструментов и разработки адресных мер по
долгосрочному закреплению трудовых ресурсов в регионах.
Научные положения, выносимые на защиту.
1. С учетом анализа отечественной и зарубежной практики
усовершенствован механизм долгосрочных финансовых стимулов «гибкий
налоговый кредит» работодателю за каждого переселенца. Введение данного
механизма позволит снизить нагрузку на работодателя через частичную
компенсацию его расходов и повысить его мотивацию к найму переселенцев за
счет прямой экономической выгоды и снижения затрат на фонд оплаты труда,
что делает привлечение рабочей силы более доступным и выгодным. Это, в
свою очередь, обеспечивает долгосрочное закрепление трудовых ресурсов в
регионах с дефицитом рабочей силы для выравнивания региональных
диспропорций и стимулирования экономического роста.
11