Page 78 - Диссертация1
P. 78

которые  направлены  прямо  или  косвенно  на  регулирование  миграционных
                  процессов в Казахстане.

                  Таблица  19 –  Анализ  содержания  экономических  инструментов в Республике
                  Казахстан

                            Инструмент                   Размер поддержки                    Получатель
                   Единовременные подъемные        70 МРП на одного + 35 МРП на  Переселенец и его семья
                                                  каждого члена семьи
                   Компенсация аренды жилья        15 МРП * 12 мес.                  Арендодатель
                   Служебное жилье                 400  МРП  за  трудоустройство  +  Работодатель
                                                  50% за предоставления жилья (не
                                                  более 1160 МРП)
                   Компенсация         перевозки  Не  более  10  МРП  на  одного  Переселенец
                   имущества                      члена
                   Оплата обучения                 100% стоимости курсов             Учебный центр
                   Грант на бизнес                 400 МРП + ментор на 12 мес.       Переселенец,        контроль
                                                                                    целевого использования
                   Субсидия работодателю           70%  зп  *  12  мес.  (не  более  30  Работодатель
                                                  МРП).  Далее  второй  год  50%
                                                  МРП (не более 30 МРП)
                   Льготный кредит                 До 5 млн. тг. под 2,5% годовых    Переселенец, через БВУ
                   Бесплатное  проживание  +  До 6 месяцев бесплатно                 Кандасы
                   языковые курсы
                   Жилищный сертификат             1,5-2 млн. тг.                    Для     учителей,    врачей,
                                                                                    полицейских
                         Примечание – Составлено автором

                         Подводя  итоги,  следует  отметить,  что  нормативная  база  обеспечивает
                  базовые гарантии внутренней мобильности, - право на свободное передвижение
                  и  выбор  места  жительства  закреплены  на  конституционном  уровне  (ст.  21
                  Конституции). Одновременно ст. 39 Конституции оставляет пространство для
                  необходимого  регулирования,  что  задаёт  баланс  между  свободой  миграции  и
                  защитой публичных интересов.
                         Закон  «О  миграции  населения»  и  Социальный  кодекс  формально
                  охватывают  полный  цикл  сопровождения  переселенца  –  от  квотирования  до
                  инструментов экономической поддержки. Вместе с тем анализ показал, что ряд
                  ключевых        категорий      (ответственные         плательщики        субсидий,      чёткое
                  разграничение  компетенций  акиматов  и  центральных  органов,  методика  KPI)
                  остаётся  недостаточно  конкретизированным,  что  ведёт  к  фрагментации

                  ответственности и росту транзакционных издержек.
                         Представленная           процессная         модель       (10-этапный         алгоритм)
                  демонстрирует  многоуровневую  систему  «сверху  вниз»,  где  Министерство
                  труда и социальной защиты населения выполняет координирующую функцию,
                  а     акиматы        –     операционную.          Модель       соответствует         принципу
                  взаимодополняемости,  однако,  множественность  акторов  без  цифровой
                  сквозной  платформы  повышает  риск  дублирования  функций  и  замедляет
                  прохождение данных.



                                                                 78
   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83