Page 78 - Диссертация1
P. 78
которые направлены прямо или косвенно на регулирование миграционных
процессов в Казахстане.
Таблица 19 – Анализ содержания экономических инструментов в Республике
Казахстан
Инструмент Размер поддержки Получатель
Единовременные подъемные 70 МРП на одного + 35 МРП на Переселенец и его семья
каждого члена семьи
Компенсация аренды жилья 15 МРП * 12 мес. Арендодатель
Служебное жилье 400 МРП за трудоустройство + Работодатель
50% за предоставления жилья (не
более 1160 МРП)
Компенсация перевозки Не более 10 МРП на одного Переселенец
имущества члена
Оплата обучения 100% стоимости курсов Учебный центр
Грант на бизнес 400 МРП + ментор на 12 мес. Переселенец, контроль
целевого использования
Субсидия работодателю 70% зп * 12 мес. (не более 30 Работодатель
МРП). Далее второй год 50%
МРП (не более 30 МРП)
Льготный кредит До 5 млн. тг. под 2,5% годовых Переселенец, через БВУ
Бесплатное проживание + До 6 месяцев бесплатно Кандасы
языковые курсы
Жилищный сертификат 1,5-2 млн. тг. Для учителей, врачей,
полицейских
Примечание – Составлено автором
Подводя итоги, следует отметить, что нормативная база обеспечивает
базовые гарантии внутренней мобильности, - право на свободное передвижение
и выбор места жительства закреплены на конституционном уровне (ст. 21
Конституции). Одновременно ст. 39 Конституции оставляет пространство для
необходимого регулирования, что задаёт баланс между свободой миграции и
защитой публичных интересов.
Закон «О миграции населения» и Социальный кодекс формально
охватывают полный цикл сопровождения переселенца – от квотирования до
инструментов экономической поддержки. Вместе с тем анализ показал, что ряд
ключевых категорий (ответственные плательщики субсидий, чёткое
разграничение компетенций акиматов и центральных органов, методика KPI)
остаётся недостаточно конкретизированным, что ведёт к фрагментации
ответственности и росту транзакционных издержек.
Представленная процессная модель (10-этапный алгоритм)
демонстрирует многоуровневую систему «сверху вниз», где Министерство
труда и социальной защиты населения выполняет координирующую функцию,
а акиматы – операционную. Модель соответствует принципу
взаимодополняемости, однако, множественность акторов без цифровой
сквозной платформы повышает риск дублирования функций и замедляет
прохождение данных.
78