Page 79 - Диссертация1
P. 79

Механизмы  экономического  стимулирования  (подъёмные,  арендные
                  субсидии,  сертификаты  мобильности,  гранты  работодателям)  показали
                  ограниченный  эффект  закрепляемости:  реальная  доля  зарегистрированных  в
                  системах мониторинга не превышает 15-20% от фактических перемещений, что
                  снижает  достоверность  прогнозов  и  точность  распределения  бюджетных
                  ресурсов.
                         Отсутствие  интегрированной  системы  мониторинга  «регистрация-
                  трудоустройство-адаптация»  приводит  к  «невидимой»  миграции  (~70%
                  переездов),  искажая  расчёт  трансфертов,  планирование  инфраструктуры  и
                  оценку эффективности программ.
                         Научно-практический  вывод:  дальнейшее  совершенствование  правового
                  регулирования требует:
                         а)  детализации  финансовых  потоков  и  ответственности  сторон  в
                  подзаконных актах;
                         б)  внедрения  единой  цифровой  платформы  сопровождения  мигранта  и
                  сквозных  KPI,  учитывающих  экономическую  отдачу  (ROI  субсидий,  прирост
                  GRP на 1 тенге бюджетных расходов);
                         в)  перехода  от  индикативного  квотирования  к  динамическому,
                  основанному на Big Data-мониторинге реальных перемещений.
                         Таким образом, при наличии прогрессивной нормативной базы ключевым
                  ограничением           остаётся        институциональная            и       информационная
                  несогласованность,  что  обусловливает  необходимость  комплексных,  в  том

                  числе  цифровых  реформ  для  повышения  эффективности  экономических
                  инструментов регулирования внутренней миграции.

                         2.3  Оценка  влияния  экономических  инструментов  на  внутреннюю
                  миграцию в Казахстане
                         Для  оценки  влияния  экономических  инструментов  на  внутреннюю
                  миграцию  в  Казахстане  проведено  социологическое  исследование,  которое
                  представляет собой комплексный анализ внутренних миграционных процессов
                  в  Республике  Казахстан  с  фокусом  на  оценку  экономических  инструментов
                  регулирования  миграции.  Опрос  охватил  широкий  круг  респондентов
                  различных  социально-демографических  групп,  что  позволяет  получить
                  репрезентативную  картину  современных  миграционных  тенденций  и
                  эффективности государственной политики в данной сфере (Приложение Л).
                         Анализ  структуры  выборки  показывает  достаточно  сбалансированное
                  распределение  по  основным  демографическим  характеристикам.  Гендерное
                  распределение респондентов демонстрирует небольшое преобладание женщин
                  (52,3%)  над  мужчинами  (47,7%),  что  соответствует  общей  демографической
                  структуре       населения        Казахстана.        Возрастная        структура       выборки
                  характеризуется        доминированием          экономически         активного      населения:
                  наибольшую долю составляют группы 25-29 лет (18,2%), 30-35 лет (16,8%) и
                  36-40 лет (15,4%). Данное распределение логично объясняется тем, что именно




                                                                 79
   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84