Page 3 - Аннотация
P. 3
жителей Актюбинской области);
– результаты опроса государственных служащих во всех регионах страны;
– экспертные оценки и анализ конфликтов религиозного характера и
процедур примирения. На основе собранных данных была разработана модель
компетенций государственных служащих и даны рекомендации по
предотвращению и управлению социальными конфликтами.
Новизна и важность полученных результатов заключается в
совокупной разработке научно-методических подходов и практических
рекомендаций, направленных на совершенствование системы государственной
службы и профессиональных компетенций государственных служащих в
процессе предотвращения и управления социальными конфликтами. Введено в
научный оборот понятие «профессиональные компетенции в управлении
конфликтами». Эти компетенции классифицированы и обоснованы на основе
теоретических и эмпирических данных как коммуникативные, когнитивные,
эмоционального интеллекта и стратегические навыки. На основании опроса 963
государственных служащих, анализа международного опыта и нормативных
документов была разработана модель компетенций и методические
рекомендации. Модель была апробирована в Мангистауской области,
эффективность подтверждена актами внедрения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В научной литературе отмечается недостаточная концептуализация
профессиональных компетенций государственных служащих в сфере
предупреждения и управления конфликтами. В исследовании
систематизированы понятие, классификация, виды социальных конфликтов и их
место в системе государственного управления. Профессиональные компетенции
рассматриваются как интегрированная система когнитивных и коммуникативных
способностей.
2. Сравнительный анализ международного опыта и стратегических
документов показал, что ключевыми факторами эффективности госслужащих
являются личностные качества, профессиональный опыт, этические принципы и
поведенческие модели, адаптированные к конкретной ситуации. На этом
основании предложена ролевая модель государственного служащего.
3. Эмпирически доказано, что формирование профессиональных
компетенций государственных служащих происходит под воздействием внешних
(социальная среда, уровень образования) и внутренних (мотивация,
профессиональная адаптация, моральные ценности) факторов. Разработан
структурный профиль компетенций и критерии их оценки.
4. Анализ практики предотвращения трудовых и религиозных конфликтов
показал недостаточный уровень правовой грамотности и организационных
способностей госслужащих. В рамках «Компетенций по управлению
конфликтами» (КУК) обоснована необходимость повышения правовой
подготовки, пересмотра законодательства, развития программ обучения по
основам медиации, психологии управления и антикризисной коммуникации.
5. Эмпирический анализ конфликтных кейсов показал низкий уровень
готовности госслужащих к предупреждению и управлению конфликтами. На

