Page 41 - Диссертация1
P. 41
в настоящее время сложилась единая миграционная система Европейского
союза, объединенная закономерностями миграции, которая постоянно
трансформируется.
Миграционное законодательство ЕС имеет сложную взаимосвязь в
структуре европейского права. Свобода передвижения человека
рассматривается как элемент общего рынка, пространства свободы,
безопасности и справедливости, как следствие единого европейского
гражданства. В него включены положения по таким вопросам, как совместное
проживание (проживание) граждан ЕС в Союзе, перемещение работников,
включая положения о новых членах и воссоединении семей.
Пункт 1 ст. 18 Амстердамского договора предусматривает право всех
граждан Союза свободно передвигаться и проживать на территории государств-
членов с учетом условий и ограничений, установленных в договоре, а также
средств правовой защиты. Подробная информация об осуществлении этого
права раскрыта в Директиве Совета и Европейского парламента 2004/38/ЕС о
праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать
на территории государств-членов ЕС.
Регулирование пребывания (проживания) граждан ЕС осуществляется по-
разному в зависимости от продолжительности пребывания на территории
другого государства-члена ЕС. Краткосрочное пребывание (до трех месяцев)
является бесплатным (статья 6 Директивы). Долгосрочное (продолжительное)
проживание (более трех месяцев, статья 7 Директивы) является бесплатным для
тех, кто не обременен социальной системой принимающей страны, а именно:
‒ для самозанятых граждан;
‒ для тех, кто имеет достаточно средств для содержания себя и своей
семьи, а также имеет адекватную медицинскую страховку;
‒ для тех, кто получает профессиональное образование и имеет
достаточно денег, а также медицинскую страховку;
‒ для членов семьи, относящихся к любой из вышеперечисленных групп.
Проживание граждан не менее пяти лет, а в некоторых случаях этот срок
сокращается, в результате чего предоставляется статус постоянного резидента
(пункт 1 статьи 16 Директивы). Однако условия, связанные с долгосрочным
пребыванием, не применяются.
Трудовая миграция граждан ЕС подпадает под элементы общего рынка.
Она включает права работников государств-членов без дискриминации по
признаку гражданства в отношении найма, оплаты труда и других условий
труда и занятости:
‒ соглашаться на фактически предлагаемую работу;
‒ свободное перемещение по территории государств-членов в этих целях;
‒ осуществлять трудовую деятельность в одном из государств-членов в
соответствии с правовыми, нормативными и административными
положениями, регулирующими занятость его граждан;
‒ оставаться на территории одного из государств-членов после
завершения работы в этом государстве при определенных условиях.
41