Page 40 - Диссертация1
P. 40

соглашений, граждане государств СЕ могут свободно путешествовать и жить в
                  любой стране из Союза без загранпаспорта и вида на жительство. Кроме того,
                  страны  СЕ  на  основе  Североевропейского  соглашения  о  социальной  защите
                  создали в 1955 году единое социальное пространство. Конвенция о социальной
                  защите  1955  г.  предоставила  равные  социально-экономические  права  всем
                  гражданам региона [95].
                         Следует отметить, что Соглашение 1952 года (The protocol concerning the
                  abolition  of  passports  for  Sweden,  Denmark,  Finland  and  Norway)
                  предусматривает,  что  оно  может  быть  отменено  в  случае  войны,  опасности
                  войны, чрезвычайных международных или национальных обстоятельств.
                         В  соответствии  с  Маастрихтским  договором  1992  года  (Договор  о
                  Европейском  союзе)  [96]  было  введено  гражданство  Европейского  союза,
                  которое  существует  наряду  с  национальным  гражданством,  и  предоставляет
                  дополнительные права для граждан государств-членов ЕС.
                         К  настоящему  времени  сформировались  общие  черты  миграционной
                  политики  Северных  стран  в  виде  особой  «североевропейской»  модели,  для
                  которой  характерны:  участие  данной  группы  стран  в  Северном  совете,
                  достижение  ими  высокого  уровня  координации  в  данной  области;
                  концентрация  на  социально-культурной  интеграции  мигрантов  в  местное
                  сообщество;  «непохожесть»  ни  на  одну  из  моделей,  применяемых  на
                  территории других стран ЕС. Вместе с тем, каждая стана СЕ руководствуется
                  собственными  подходами  в  выборе  национальной  модели  миграционной

                  политики, ее приоритетов, регулирования миграционных процессов и т.д.
                         Следует  отметить,  что  еще  в  1999  году  Европейский  союз  начал
                  разрабатывать общую миграционную стратегию для государств-членов с целью
                  поддержки единых визовых процедур и стандартизации миграционных правил.
                  На  территории  ЕС  действует  Шенгенская  зона  (соглашение  подписано  в
                  Люксембурге в 1985 году), отменяющая в общем случае пограничный контроль
                  между  странами  Союза.  В  Шенгенскую  зону  входят  все  страны  ЕС,  а  также
                  Исландия,  Норвегия,  Швейцария,  Лихтенштейн,  Монако,  Сан-Марино  и
                  Ватикан. Сегодня 80% внешних границ Шенгенской зоны являются морскими и
                  20% - сухопутными; в пределах этих границ разрешено свободное перемещение
                  товаров, услуг и людей. Однако страны, подписавшие Шенгенское соглашение,
                  могут налагать ограничения на свободное перемещение товаров, услуг и людей
                  через  границы  путем  повторного  введения  пограничного  контроля  на
                  внутренних  границах  в  трех  случаях:  на  время  предсказуемого  события,
                  требующего  усиления  безопасности  в  государстве-члене.  Статьи  25-27
                  Шенгенского  кодекса  допускают  повторное  введение  пограничного  контроля
                  на  внутренних  границах  на  срок  до  30  дней  с  возможностью  продления  до
                  шести месяцев.
                         Анализируя  опыт  правового  регулирования  процессов  внутренней
                  миграции на территории ЕС, можно сказать, что в Европейском союзе наиболее
                  развита  система  правового  регулирования  процессов  внутренней  миграции.
                  Регулирование этих вопросов подчиняется принципам субсидиарности, то есть,


                                                                 40
   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45