Page 40 - Диссертация1
P. 40
соглашений, граждане государств СЕ могут свободно путешествовать и жить в
любой стране из Союза без загранпаспорта и вида на жительство. Кроме того,
страны СЕ на основе Североевропейского соглашения о социальной защите
создали в 1955 году единое социальное пространство. Конвенция о социальной
защите 1955 г. предоставила равные социально-экономические права всем
гражданам региона [95].
Следует отметить, что Соглашение 1952 года (The protocol concerning the
abolition of passports for Sweden, Denmark, Finland and Norway)
предусматривает, что оно может быть отменено в случае войны, опасности
войны, чрезвычайных международных или национальных обстоятельств.
В соответствии с Маастрихтским договором 1992 года (Договор о
Европейском союзе) [96] было введено гражданство Европейского союза,
которое существует наряду с национальным гражданством, и предоставляет
дополнительные права для граждан государств-членов ЕС.
К настоящему времени сформировались общие черты миграционной
политики Северных стран в виде особой «североевропейской» модели, для
которой характерны: участие данной группы стран в Северном совете,
достижение ими высокого уровня координации в данной области;
концентрация на социально-культурной интеграции мигрантов в местное
сообщество; «непохожесть» ни на одну из моделей, применяемых на
территории других стран ЕС. Вместе с тем, каждая стана СЕ руководствуется
собственными подходами в выборе национальной модели миграционной
политики, ее приоритетов, регулирования миграционных процессов и т.д.
Следует отметить, что еще в 1999 году Европейский союз начал
разрабатывать общую миграционную стратегию для государств-членов с целью
поддержки единых визовых процедур и стандартизации миграционных правил.
На территории ЕС действует Шенгенская зона (соглашение подписано в
Люксембурге в 1985 году), отменяющая в общем случае пограничный контроль
между странами Союза. В Шенгенскую зону входят все страны ЕС, а также
Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино и
Ватикан. Сегодня 80% внешних границ Шенгенской зоны являются морскими и
20% - сухопутными; в пределах этих границ разрешено свободное перемещение
товаров, услуг и людей. Однако страны, подписавшие Шенгенское соглашение,
могут налагать ограничения на свободное перемещение товаров, услуг и людей
через границы путем повторного введения пограничного контроля на
внутренних границах в трех случаях: на время предсказуемого события,
требующего усиления безопасности в государстве-члене. Статьи 25-27
Шенгенского кодекса допускают повторное введение пограничного контроля
на внутренних границах на срок до 30 дней с возможностью продления до
шести месяцев.
Анализируя опыт правового регулирования процессов внутренней
миграции на территории ЕС, можно сказать, что в Европейском союзе наиболее
развита система правового регулирования процессов внутренней миграции.
Регулирование этих вопросов подчиняется принципам субсидиарности, то есть,
40