Уважаемый Ерлан Куанышевич, я магистрант НШГП второй курс и хотела бы внести несколько предложений, касательно написания магистерских проектов, и в целом учебного процесса, потому что как мне кажется это будет полезно для будущих магистрантов (эти предложения были также отмечены и в анкетах). При поступлении все магистранты уже имеют темы магистерских проектов, которые указываются в направлении от госоргана, когда кандидат еще не уверен поступит ли и чаще всего выбирает тему наспех и необдуманно. В случае поступления есть возможность уточнить или поменять тему, и это я считаю правильно. Однако, учитывая, что 90% поступающих — действующие госслужащие, то есть практики (имеется ввиду не преподаватели, не из академических или научных кругов), не имеющие опыта написания научных работ и публикаций, многие сталкиваются с проблемой грамотного изложения собранного материала по проекту, а также есть проблема с отсутствием навыков по проведению как социологических методов исследования (соц. опросы, интервью), так и экономических (регрессионные и другие виды анализа). К примеру, по программе МРА проведение регрессионного анализа было запланировано на 3 семестр двухгодичного обучения, тогда как в 1 и 2 семестре были включены такие дисциплины как политика социального обеспечения, организационное поведение, которые фактически не были полезны в части овладения навыкам проведения исследований именно в тот период, когда это было необходимо. В связи с чем мое предложение, при составлении учебных программ на первый семестр предусмотреть дисциплины, которые максимально помогут магистрантам понять формат и структуру написания магистерских проектов, основы проведения литературного обзора и ознакомить с возможными методами исследования. Безусловно, магистранты работают в тесном сотрудничестве с научным руководителем, однако, общий порядок и процедуры можно разъяснить на специальном обучающем уроке. Я бы еще посоветовала включить в программу обучения курс по обучению навыкам публичных выступлений и ораторскому мастерству, мастер-классы по искусству презентации, умение презентовать свои проекты кратко и ёмко с учетом регламента 5-7 минут. Как показала практика этого навыка у большинства магистрантов нет, как и нет навыков проводить литературный обзор научных трудов и других источников для исследований. Как вы понимаете, работая в госорганах обучаться этому физически нет времени и краткосрочных 3-дневных тренингов по повышению квалификации недостаточно. Академия по моему мнению имеет отличные возможности и ресурсы, чтобы обучить всех госслужащих основным навыкам, а магистранты имеют для этого достаточно времени. Кроме того, необходимо проводить мастер-классы по написанию и оформлению научных публикаций, техническому оформлению магистерских проектов согласно требуемым стандартам, правильное цитирование, правильное указание ссылок, антиплагиат и др. Этому не обучают к сожаленью, и перед защитой как показывает практика прошлых лет магистранты вынуждены дорабатывать техническое оформление проектов по нескольку раз. Полагаю, что 1-2 мастер-класса избавили бы нас магистрантов, ППС и методистов от лишней работы. Также было бы очень полезно проведение мастер-класса по опубликованию научных статей в журналах и научных конференциях. Учитывая, что в период обучения публикация статей является обязательной, полагаю можно включить в программу 1-2 обучающих урока, где детально и пошагово разъяснить — как выбрать тему для статьи, как ее оформить и самое главное, как подобрать научное издание или научную конференцию. В этом году завершается обучение и сейчас думая чего мне не хватило обучаясь в Академии я понимаю, что было очень много теории и мало практики, программу предлагаю разрабатывать таким образом, чтобы каждая лекция и каждая дисциплина была на пользу и помогала в проведении исследовательской работы, в подготовке презентации магистерского проекта, то есть меньше теории — больше практических навыков проведения исследований. Одной из основных задач обучения в Академии полагаю может быть — обучение каждого госслужащего навыкам исследовательских работ. И тогда каждый госслужащий, получивший степень магистра в стенах Академии будет иметь самые важные навыки аналитической и исследовательской работы, которая ему несомненно будет полезна в его трудовой деятельности.