Page 3 - АннотацияРУС (1)
P. 3
факторов миграции, позволяющая прогнозировать потоки в зависимости от
ВРП и уровня безработицы. Предложена методика Auto-KPI R-12 для
автоматизированного расчёта показателя закрепления переселенцев, что
обеспечивает прозрачность мониторинга. Проведена комплексная
диагностика этапов регулирования внутренней миграции, выявившая
ключевые ограничения и направления совершенствования политики.
Научные положения, выносимые на защиту.
1. С учетом анализа отечественной и зарубежной практики
усовершенствован механизм долгосрочных финансовых стимулов «гибкий
налоговый кредит» работодателю за каждого переселенца. Введение данного
механизма позволит снизить нагрузку на работодателя через частичную
компенсацию его расходов и повысить его мотивацию к найму переселенцев
за счет прямой экономической выгоды и снижения затрат на фонд оплаты
труда, что делает привлечение рабочей силы более доступным и выгодным.
Это, в свою очередь, обеспечивает долгосрочное закрепление трудовых
ресурсов в регионах с дефицитом рабочей силы для выравнивания
региональных диспропорций и стимулирования экономического роста.
2. Для повышения экономической эффективности программы
переселения «Юг – Север» предложен инструмент «целевой цифровой
ваучер» вместо традиционных денежных субсидий на ежемесячный найм
жилья и оплату коммунальных услуг (цифровой тенге с применением
технологии geo-fence). Применение данного механизма позволит повысить
экономическую эффективность программы за счёт обеспечения прозрачности
целевого расходования бюджетных средств, сокращения коррупционных
рисков и оперативного контроля выполнения задач миграционной политики.
В отличие от существующих форм субсидирования, цифровой ваучер
трансформирует механизм помощи в инструмент результативного контроля и
повышения закрепляемости переселенцев, что делает его важным элементом
совершенствования экономических инструментов регулирования внутренней
миграции в Казахстане.
3. Обоснован и предложен механизм субсидирования работодателя с
отложенной выплатой и контрактными обязательствами в рамках программы
переселения, который предусматривает фиксированный лимит компенсации
за жилье и осуществление выплаты только по факту подтвержденного
проживания переселенца в регионе не менее 24 месяцев при условии
официального трудоустройства и уплаты социальных и пенсионных выплат.
Введение контракта позволяет закрепить обязательства переселенцев и
работодателей, что обеспечивает целевое использование бюджетных средств,
снижает риски фиктивных переселений и формирует устойчивую занятость,
способствуя долгосрочному закреплению трудовых ресурсов в регионах с
дефицитом рабочей силы.
4. Для принятия эффективных управленческих решений, а также
финансового стимулирования местных исполнительных органов для
закрепления переселенцев в трудодефицитных регионах предлагается новый
3